По данным Нацбанка, к концу I квартала кредитный портфель украинских банков составлял 985 млрд грн. Из этой суммы около половины - проблемные активы. В соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», который регулирует процедуру банкротства, необходимость проведения независимой оценки при продаже активов не предусмотрена. А ведь именно при процедуре банкротства, которая сегодня остается наиболее непрозрачной и неоднозначной в части возврата проблемных долгов, реализуются самые дорогие активы, и в результате процесс возвращения банковских активов обратно в систему тормозится. О том, как можно было бы изменить ситуацию, усовершенствовав законодательство, во время Международной оценочной конференции «Дни TEGoVA в Украине» (TEGoVA - одна из самых авторитетных ассоциаций оценщиков в Европе) рассказала Елена Ермолова, заместитель начальника управления по работе с проблемными активами банка Кредит Днепр.
Участники конференции - представители TEGoVA, Ассоциации специалистов банковской оценки Украины,Фонд гарантирования вкладов физических лиц, Минюста, НАБУ и др. - собрались, чтобы найти оптимальные пути интеграции украинских оценщиков в профессиональное европейское сообщество, а также чтобы изучить европейский опыт в различных направлениях оценки имущества. Елена Ермолова, представитель Банка Кредит Днепр, участница разработки законопроекта о процедуре банкротства, в своем выступлении рассказала о существующих проблемах.
«Банковская система Украины сегодня пытается вернуть обратно около 500 млрд грн проблемных кредитов. Согласно украинскому законодательству процедура возврата во многих случаях предусматривает необходимость проведения независимой оценки залогового и незалогового имущества. Но при процедуре банкротства в этом нет необходимости, поскольку законом эта норма не предусмотрена, - рассказала Елена Ермолова. - При этом именно в процедуре банкротства реализуются самые дорогие активы проблемных заемщиков. Это и заводы, и элеваторы, и порты, дорогостоящее оборудование, земельные участки и т.д., тогда как в процедурах внесудебного взыскания и исполнительного производства обычно продают объекты со значительно меньшей стоимостью ».
Как пояснила банкир, именно при процедуре банкротства можно столкнуться с грубыми фактами коррупции, непрозрачности и схемной деятельности. Действительно, за последние годы в Украине начато и успешно реализуются реформы исполнительного производства и государственной регистрации. В частности, каждый может в режиме реального времени на сайте сетами следить за ходом электронных торгов имущества, которое реализует исполнительная служба. Кроме того, создается система частных исполнителей, для регистрации прав собственности на недвижимое имущество уже нет необходимости обращаться в государственные органы, а можно без очереди и коррупционных схем зарегистрировать свое право у частного нотариуса. В то же время в части модернизации и усовершенствования процедуры банкротства в Украине за последние три года не отмечено положительных сдвигов. Чаще всего имущество «банкротов» продается непрозрачно и по ценам, несогласованным с кредиторами, в том числе и теми кредиторами, чьи требования это имущество обеспечивает.
«Как специалист, изучающий эту тему и сталкивается на практике с вопиющими случаями, как, например, продажа в Киеве позапрошлого года нескольких элитных квартир по цене в 1 грн, могу сказать, что суды сегодня завалены исками кредиторов о признании продаж в процедуре банкротства недействительными . Значительная часть из них - это иски государственных банков и финучреждений, находящихся под управлением Фонда гарантирования вкладов. В свою очередь судьи и правоохранительные органы категорически не желают обращать внимание на нарушения, - подчеркнула Елена Ермолова. - При этом одобрен комитетом Верховной Рады законопроект 3132-д, предусматривающий внесение изменений в законодательство, регулирующее процедуру банкротства, на самом деле способен еще больше увеличить существующие проблемы ».
Банкир отметила, что прежде всего реформирования требует именно процедура продажи имущества банкротов. Это касается внедрения обязательных прозрачных электронных торгов, согласования цены продажи с кредиторами, предоставление кредиторам возможности принять непроданное на торгах имущество в собственность в счет погашения долга. Эти законодательные изменения, по мнению специалиста, позволят государству не только улучшить свои показатели в направлении защиты прав кредиторов, но также избежать значительных убытков в процессе возвращения долгов ликвидированных и государственных банков.