Елена Ермолова, заместитель начальника управления проблемных активов Банка Кредит Днепр, которая участвует в разработке законопроекта о процедуре банкротства, рассказала, почему закон в нынешней и в потенциальной редакции не будет способствовать дальнейшему развитию финансового сектора и экономики Украины. Банкир также предложила альтернативные нормы, способные изменить сложившуюся ситуацию
Интересная и довольно резонансное событие произошло в позапрошлом году в Киеве: на незаконном аукционе было продано 8 квартир нового многоэтажного дома по общей стоимостью 8 грн - по 1 грн за квартиру. Как это происходило? Несуществующая компания проводит торги по продаже имущества обанкротившегося предприятия, не допуская к ним посторонних участников. Эта недвижимость - залог украинского банка, который сейчас находится в стадии ликвидации. Хотя Хозсудом Киевской области проведения аукциона было запрещено, торги все равно состоялись. Владельцем квартир 8 грн стала физическое лицо.
Следовательно, продажа имущества состоялся на повторном аукционе, который предусматривает возможность снижения стоимости в рамках процедуры банкротства. Как в дальнейшем должна была развиваться эта неправомерная схема, думаю, всем очевидно: недобросовестный бизнес - владелец недвижимости - через третьих лиц перепродаст квартиры несколько раз так, чтобы найти виновного стало практически невозможно. К сожалению, из-за несовершенства украинского законодательства подобные механизмы - совсем не редкое явление.
Если вывести такие злоупотребления из-за недостатков закона в формулу, то это может иметь примерно такой вид:
1) утверждение судом порядка продажи имущества (без согласия кредитора) - стоимость имущества определяется ликвидатором;
2) назначение торгов - организатор не обязан предупреждать об аукционе кредиторов;
3) предоставление минимального срока для регистрации участников торгов. Как правило, адрес проведения аукциона также четко не указано. Далее имущество продается лицу, договорилась с ликвидатором, или же происходит:
4) проведение второго аукциона с начальной стоимостью 80% от первых торгов и последующей возможностью снижения цены в ходе аукциона до 50% от начальной стоимости вторых торгов;
5) проведение третьего аукциона с начальной стоимостью 80% от вторых торгов с возможностью ее неограниченного снижение в ходе аукциона (до 1 грн).
Новый законопроект, который якобы должен исправить эту ситуацию (№3132д), на самом деле - вовсе не панацея, и даже больше, может в разы сократить путь от запуска процедуры банкротства к продаже имущества за 1 грн.
В частности, мы видим существенные риски в том, что отменяется необходимость продажи залогового имущества с кредитором; что имущество может быть продано еще до утверждения реестра кредиторов; законодательно закрепляется возможность снижения цены уже на первом аукционе и обязательство сделать это - на третьем.
остановить коррупционера
В свою очередь мы, банковское сообщество, выступаем за создание электронной торговой системы на том же принципе, что и система закупок ProZorro. Кроме того, вся информация об имуществе и условия аукциона через электронные площадки должна размещаться на сайте госоргана по вопросам банкротства. Непосредственно и сами торги должны проводиться по единым для всех правилам в электронном виде, а участие в них можно взять из любой сайт, подключенный к этому ресурсу.
За 1 гривну больше не продашь
Кроме того, в рамках этого законопроекта крайне важно учесть и интересы самих кредиторов. Сейчас банки практически не защищены законодательно от недобросовестных клиентов. Также необходимо ограничить права ликвидатора и судьи. Механизм должен работать так, чтобы продажа имущества за 1 грн в нашей стране был просто невозможен. Мы видим этот механизм следующим:
- необходимо, чтобы комитет кредиторов дал согласие на продажу незалогового имущества, а кредитор с обеспечением - согласие на продажу залогового имущества;
- необходимо предоставить право кредитору с обеспечением получить в счет погашения выданных кредитов залоговое имущество, не проданное на повторных торгах по цене последних торгов;
- при покупке залогового имущества с аукциона кредитором с обеспечением расчет по договору необходимо проводить путем взаимозачета требований.
Процесс продажи - не бесконечен
И третий составляющая в изменениях, на наш взгляд, должен касаться оплаты услуг ликвидатора при продаже залогового имущества и компенсации его расходов.
То есть вознаграждение ликвидатора должно покрываться средствами, полученными от реализации имущества, при условии, что такие расходы были согласованы с кредитором. Кроме того, можно установить дополнительную премию за реализацию залогового имущества так, чтобы оплата услуг была достойной и гарантированной.
Хочу подчеркнуть, что внедрение и имплементации законопроекта о процедуре банкротства уже давно ждет финансовое сообщество, которое продолжает быть жертвой этих неправомерных схем. И пока мошенники наживаются, экономика страны, украинские банки теряют миллионы. Именно по этой же причине принятия грамотного законопроекта от нашей страны ждет МВФ.